Автоматический мониторинг цен: за 10 дней в некоторых аптеках выявлено до 5000 нарушений, наложены штрафы

Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей начал автоматически выявлять аптеки, которые продают лекарства по ценам выше установленного законом предела. Группа бизнесменов, обратившихся в Kun.uz, ​​пожаловалась на то, что цены, установленные ответственными органами, устарели, а повышение цен на лекарства — не учтено.

Фото: KUN.UZ

Согласно действующему законодательству, лекарства имеют ограниченные цены. Оптовая и розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ввозимых по импорту, а также закупаемых у отечественных производителей, осуществляется с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, для оптовой реализации — в размерах не более 15% от покупной стоимости, для розничной реализации — не более 20% от оптовой цены То есть предельная наценка составляет 35 % от начальной цены лекарств, а продажа сверх этой суммы считается правонарушением.

Комитет по развитию конкуренции с 1 мая запустил механизм наказания торговцев лекарствами за завышение цен. Излишне взысканные деньги будут возвращаться потребителям через систему «Fair Tech». Для этого при покупке лекарства в аптеке необходимо отсканировать чек о покупке в мобильное приложение Soliq. Если обнаружится, что препарат продается дороже базовой цены, в Комитет направляется автоматическое заявление. На аптеку налагается административный штраф за нарушение правил торговли или оказания услуг, а излишне взысканная сумма будет взиматься с аптеки в пользу потребителя.

Чем недовольны предприниматели-фармацевты?

Говорят, что после того, как Комиссия по конкуренции запустила систему «Fair Tech», представители фармбизнеса регулярно привлекаются к ответственности. Именно по этому поводу группа бизнесменов обратилась в Kun.uz. По словам одного из них, за 10 дней в деятельности десятка его аптек вывлено около 5000 нарушений.

Фармацевты сообщили редакции, что референтные цены на лекарства формируются Фармацевтическим агентством неправильно.

Что такое референтная цена? Допустим, в 2020 году условное лекарство при ввозе его в Узбекистан оценено в 100 сумов. Оптовая компания имеет право реализовать его за 115 сумов (по закону с наценкой 15%), а аптека – по цене до 135 сумов (с наценкой 20%). Аптека берет 15-процентную наценку оптовика, к которой она может добавить до 20 % своей наценки. Это предельная референтная цена препарата в 2020 году.

В 2023 году произошло изменение в поставках сырья, используемого для этого лекарства. Часть сырья для препарата европейский производитель получал из России. Теперь из-за российско-украинской войны Россия попала под санкции, и европейскому производителю приходится импортировать это сырье из Бразилии. После завоза из Бразилии цена на этот препарат вырастет, то есть препарат, который раньше стоил 100 сумов, теперь стоит 110 сумов. Оптовый торговец должен продавать этот препарат за 130 сумов, а аптека за 150 сумов. Это — первый фактор.

Второй вопрос – изменение курса доллара. Кроме того, раньше лекарство везли через Россию, а теперь окольным путем. Следовательно, со 100%-й вероятностью будет повышение расходов. Значит, данный препарат в аптеке должен стоить 160 сумов. Но в нашей стране предельная цена на это лекарство установлена в 135 сумов.

Не все лекарства производятся в Европе, также и в России. Давайте посмотрим на изменение российского рубля. До войны 1 доллар стоил около 75 рублей. После начала войны он взлетел до 200 руб. Таким образом, произошло 100-процентное увеличение. Лекарство, которое он продавал за 100 рублей, будет продаваться за 100 рублей, но по отношению к доллару подорожает. Или наоборот», — говорит один из бизнесменов, работающих в Ташкенте.

300 предпринимателей направили обращение президенту

Ассоциация «Pharm Club Uzbekistan», объединяющая предпринимателей, занимающихся аптечным бизнесом, направила письмо президенту Шавкату Мирзиёеву, Бизнес-омбудсмену Дилмуроду Касымову, Генеральному прокурору Нигматилле Юлдошеву, Министру юстиции Акбару Ташкулову с просьбой рассмотреть данную проблему.

В нем говорится, что при анализе таблиц справочных цен, представленных на сайте Агентства развития фармацевтической отрасли, был выявлен ряд несоответствий.

«При расчете предельных оптовых и розничных цен на лекарственные средства компетентный государственный орган не учел включение предельных затрат дистрибьютора на таможенное оформление, таможенные сборы и уплату НДС, сертификацию, отбор образцов, логистику и другие непредвиденные расходы при регистрации на таможне. Референтные цены были сформированы на основе информации 2020-2021 годов и рассчитывались по старым тарифам. Поэтому при сравнении оптовых и розничных цен видно, что появляются отрицательные различия и текущие цены значительно превышают предельные», — говорится в письме.

Если посмотреть на один пример в анализируемой таблице, то видно, что к примеру, препарат «Фосфолипиале» поступил в Узбекистан по цене 5,65 долларов и розничной цене 81 837 сумов в 2015 году, а в 2021 году с той же дозировкой и тем же производителем, он поступил уже по 9 долларов, а розничная цена составила 139 622 сумов. Однако уполномоченный орган оштрафовал аптеку, реализующую Фосфолипиале №5, исходя из цены 2015 года.

В таблице приведено около 150 препаратов, при анализе которых были обнаружены референтные несоответствия. Под письмом подписались около 300 предпринимателей.

Как часто меняются референтные цены на лекарства?

Один из обратившихся предпринимателей сообщил, что во время встречи с должностными лицами ответственных органов по системе «Fair Tech» предприниматели подняли вопрос о неизменности референтных цен на лекарственные средства.

«Сначала говорили, что референтные цены на лекарства меняются раз в год. После того, как мы возмутились, нам сказали, что будут менять раз в 6 месяцев. Мы не против установления референтных цен на лекарства и установления ограниченной наценки, но система должна быть правильно настроена, потому что система не работает, а нас выставляют спекулянтами. Легко сказать, что фармацевты нечестны и беспричинно завышают цены, но сейчас конкуренция между аптеками очень сильна. Никто не делает наценку больше 15 процентов, даже не думают об этом. Нам разрешено до 20 %, но мы применяем 11-12 %, максимум — 18 процентов», – сказал он.

Нехватка лекарств и опасения черного рынка

Другой бизнесмен говорит, что такая ситуация наблюдалась с 40% лекарств в его аптеках.

«Цены на лекарства не рассматриваются как повышающиеся или понижающиеся. Все мы предприниматели, цель — заработать деньги и поставлять лекарства, которых нет на рынке. Как предприниматель может продавать себе в убыток? Нам говорят: продавайте условный препарат за 135 сумов, а у него цена при пересечении границы уже 135 сумов. Продаем за 160 сумов, штрафуют за «превышение». При том, что мы установили наценку в 15-18 процентов.

Если дальше так пойдет, то чем ввозить эти лекарства и продавать себе в убыток, лучше их не ввозить, не продавать вообще. Почему растут цены на лекарства?! Первое — это дефицит, а второе — из-за черного рынка. Черный рынок процветает, когда такие законопослушные предприниматели, как мы, не занимаются импортом. Продают из рук в руки. Президент сказал, что народ не должен быть недовольным, надо привозить и продавать качественные лекарства. Но если так будет продолжаться, это приведет к нехватке большинства лекарств и, в конечном итоге, к развитию черного рынка. Или бизнесмен, работающий на законных основаниях, будет вынужден обходить закон», — говорит один из предпринимателей.

По словам нашего собеседника, который много лет занимается фармбизнесом, эта мера может побудить предпринимателей не выдавать фискальные чеки.

«Отказ от выдачи чека покупателю станет выгодным фармацевту. На чеке все видно, мы пытаемся поступать правильно, выдавая всем чеки, но мы несем ответственность из-за этого чека в ситуации, которая находится вне нашей компетенции. Нам придется обходить. Мы едва-едва адаптировались к требованиям налоговой в отношении идентификационного кода продукта и услуги (ИКПУ)», — сказал он.

По словам предпринимателей, такая ситуация в основном наблюдается у таких производителей лекарств, как «Байер», «Полфарм», КРКА, а также у российских и белорусских фирм.

«На собрании, которое состоялось 10 мая, мы спросили, почему не начинают с оптовиков, которые нам продают, а наказывают сразу нас. «У вас есть QR-код, нам легко вас поймать. Мы вас накажем, а вы укажете оптовиков. Предлагают нам судиться с оптовиками чтобы возместить свои убытки. Сказали, что так по цепочке дойдут до дистрибьютора. Но разве контроль не должен начинаться сверху, а не снизу? Мы не нарушаем закон, в чем наша вина, если нам продают дорого? Мы не продаем с наценкой более 20 процентов», — говорит один бизнесмен.

Мнение Комитета по развитию конкуренции

Kun.uz обратился в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей по вышеуказанному вопросу.

По словам замглавы комитета Ботира Шарипова, цены на лекарства формирует ГУП Минздрава. Они отправляют информацию в Налоговый комитет. При обнаружении расхождений в ценах они передаются в Комитет по развитию конкуренции для принятия мер.

«На всех предыдущих встречах сотрудники органа, ответственного за ценообразование, разъясняли, что цена может переформировываться компанией, зарегистрировавшей лекарство, каждые 3 месяца. Однако они и не подумали сделать это. Если они представят документ, им обновят референтную цену за 2 дня. Но Фармкомитет не может самовольно привязывать цену к курсу доллара, говоря, что он упал или вырос.

Ведь наш народ — учителя, врачи и другие работники не получают зарплату в долларах, так почему же вы говорите, что курс доллара сегодня вырос, поэтому цитрамон теперь дороже? Цена препарата регистрируется Комитетом по лекарственным средствам с учетом курса валют при ввозе и расходов. Цена препарата будет сформирована в соответствии с ними. Связывать цену с курсом просто нечестно, ведь лекарства привозят не каждый день», – сказал работник комитета.

Предложения предпринимателей

Как сообщил Kun.uz глава предприятия Grand Pharm Trade А.Рахимов, он внес в правительство ряд предложений по этому поводу:

  • для автоматизации проверки и контроля со стороны оптовиков и розничных продавцов необходимо интегрировать предельные оптовые и розничные цены в электронные программные продукты.
  • Оптовикам должна быть предоставлена ​​возможность интегрировать вышеуказанные цены внутреннего контроля в свое программное обеспечение внутреннего учета.
  • С учетом колебаний курса иностранных валют необходимо исключить ошибки в расчете маржинальных оптовых и розничных цен.
  • Во избежание несоответствий в применении предельных оптовых и розничных модельных цен на один лекарственный препарат следует использовать только одну предельную цену (максимальную).
  • Административные санкции (штрафы) не должны применяться к оптовым и розничным фармацевтическим предприятиям, если фактические оптовые и розничные цены рассчитаны с надбавкой к базовой цене 15% и к оптовой цене не более 20%.
  • Оптовикам и розничным торговцам должно быть предоставлено достаточно времени для корректировки цен без принятия властями мер ответственности.

Мадина Очилова,
Кun.uz,

перевод: Вадим Султанов.

Читайте нас в Телеграме!

Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected] или воспользуйтесь контактной формой.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Мы не публикуем ваш email!Отмечены обязательные поля *