В русле развития высшей школы: Беларусь-Узбекистан

Игорь Иванович Ганчеренок, доктор физ.-мат наук, профессор, директор Белорусско-Узбекского межотраслевого института прикладных технических квалификаций, Белорусский национальный технический университет.

Все мы сегодня, государства и граждане, подверженные современным вызовам, в большей или меньшей степени, оказались в состоянии достаточно неопределенной реальности. В особенности это касается системы образования. По мнению одного из ведущих российских экспертов, основателя Global Education Futures, профессора практики Московской школы управления «Сколково» Павла Лукши «мировое образование в настоящий момент находится в абсолютно уникальной точке — в точке растерянности». Происходит перелом эпох, одним из признаков которого является стремительное распространение, например, цифровых форматов общения и обучения. С позиции современного синергетического анализа, это может означать, что выверенное «русло» пространства высшей школы закончилось, горизонт прогноза уменьшился и появляется возможность резких изменений. В этой связи возникает экстренная необходимость поиска синергетических параметров порядка, позволяющих управлять сложной и динамичной национальной системой образования, которая является, безусловно, основой динамичного и устойчивого развития современного государства.

Вот почему интервью ректора Самаркандского государственного университета профессора Рустама Халмурадова под названием «Река цивилизации не меняет русла» вызвала у меня большой, неподдельный интерес как в контексте необходимости обеспечения преемственности высшей школы для аккумулирования древних глубоких научных и образовательных традиций Востока, так и раскрывающая современные драйверы развития высших образовательных учреждений. Среди последних профессор Р. Халмурадов отмечает кредитные технологиии, персонализирующие систему образования, придающие ей значительную временную и пространственную динамику, включая академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, и интенсивное развитие инновационных магистерских программ. Оба этих направления активно поддерживаются в Белорусско-Узбекском межотраслевом институте прикладных технических квалификаций и Белорусском национальном техническом университете, ведущем техническом университете СНГ, с которым Самаркандский госуниверситет, флагман системы высшей школы Узбекистана, в текущем году подписал Соглашение о сотрудничестве, эффективным механизмом реализации которого планируется развитие совместных образовательных программ. Одна из которых — «Приборостроение» (медицинский профиль) с участием Республиканского унитарного инновационного предприятия «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник», активно прорабатывается в настоящее время. Мы с большим уважением относимся к мнению генерального директора Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова, президента Российского кардиологического общества, академика РАН Евгения Владимирович Шляхто, что «Сегодня все новое и инновационное приносят не медики. Приносят инженеры…».

Возвращаясь, к определению состояния современной высшей школы, я предпочел бы не использовать выше упомянутый термин «точка растерянности», а скорее определить его как состояние определенной бифуркации, требующее выверенных управляющих воздействий, описанных в статье уважаемого ректора Р. Халмурадова, для вывода на сценарий устойчивого развития…


Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected] или воспользуйтесь контактной формой.


Комментариев нет

Добавить комментарий

Мы не публикуем ваш email!Отмечены обязательные поля *